Преимущества и недостатки системы OPEN SPACE
На смену стандартной, кабинетной организации офисного пространства приходят системы open space. Они подразумевают нахождение всех сотрудников в одном огромном помещении, а личные кабинеты предусмотрены только для топ-менеджемента и руководства. Такой тип офиса имеет свои плюсы и минусы, его нельзя создать, что называется, "с наскока", расставив офисную мебель по принципу классных парт. Здесь действуют совершенно иные законы.
7 причин популярности open space
- Значительная экономия площади — главное преимущество, особенно важное для тех фирм, которые арендуют помещение для своего офиса.
- Оперативное решение вопросов. Непосредственные начальники рядовых сотрудников находятся с ними в одном помещении, что гарантирует высокую эффективность коммуникаций. При этом разговор с руководителем происходит у всех на виду, что исключает появление слухов о "вызове на ковер" или "доносительстве".
- Контроль рабочего процесса. За счет открытости планировки руководство может оценивать работу каждого сотрудника.
- Снижение вероятности возникновения отдельных группировок, отстаивающих только свои интересы на основании личных связей.
- Объединение сотрудников в команду. Особая атмосфера общей работы на благо компании положительно сказывается на мотивации.
- Быстрая адаптация новых сотрудников. Новички, только пришедшие в компанию, уже в первый день знакомятся практически со всем персоналом и всегда могут проконсультировать у более опытных коллег.
- Удобство документооборота. Все документы находятся в одном помещении, их не нужно искать по кабинетам, так что экономия времени налицо.
Негативные факторы open spaсе
- Высокий уровень шума. Только представьте, в одном помещении сидят десятки сотрудников, и от каждого рабочего места раздается гудение компьютеров, стук по клавишам клавиатуры, жужжание оргтехники, телефонные звонки. А ведь есть еще и разговоры по делу и просто так. Разве можно сосредоточиться в такой обстановке?
- Психологическая напряженность. Постоянное наблюдение приводит к раздражительности и стрессу, ведь всегда приходится контролировать свое поведение, заставлять себя работать даже в то время, когда организму срочно нужен отдых.
- Открытость личного пространства. Личные телефоны, сумочки и прочие вещи в офисе, организованном в стиле open space, всегда находятся на виду. Многим такое положение дел доставляет дискомфорт.
- Споры по условиям работы. Когда одному сотруднику захочется проветрить помещение, другой обязательно заявит, что его продует. Подобные мелочи способны серьезно осложнить отношение в коллективе.
- Повышенный уровень заражения инфекционными заболеваниями. Исследования показали, что персонал open spaсе гораздо чаще берет больничные, что связано с циркуляцией воздуха, насыщенного вирусами и бактериями, в пределах одного помещения.
Нивелируем недостатки с помощью мебели
Правильно подобранная мебель может обеспечить достаточно комфортные условия работы и при системе open space. Первая проблема, которую успешно решает мебель, — снижение уровня шума. Кроме того, она должна условно разграничивать пространство, делить его на отдельные зоны, вместе с тем учитывая санитарные нормы, касающиеся площади рабочих мест.
"Шумные" отделы, для которых характерно частое ведение переговоров, и более "спокойные" подразделения необходимо разнести как можно дальше друг от друга. Так и те, и другие получат психологический комфорт и не будут вынужденно терпеть друг друга.
Идеальное решение — коллекции мебели, имеющие в своем составе перегородки-стеллажи. Эти изделия, во-первых, позволяют компактно разместить документацию, а во-вторых, создают видимость уединения без ограничения рабочих контактов.